Заполните форму:

Применение международного права к российскому вторжению в Украину
Российское вторжение в Украину поднимает международное право и вызывает серьезные вопросы защиты прав человека, в том числе международного гуманитарного права и международного уголовного права. Несколько аспектов отношений международного права к данной ситуации включают:
1.Международное гуманитарное право: российское вторжение в Украину нарушает принципы международного гуманитарного права, в частности, защиты гражданских лиц в условиях конфликта, запрета незаконного вторжения, а также обязанностей сторон конфликта обеспечивать доступ к гуманитарной помощи и медицинскому обслуживанию.
Международное гуманитарное право (МГП) – это отрасль международного права, которая ставит целью обеспечить защиту прав человека, находящегося в условиях конфликта и урегулировать вооруженные конфликты. Его цели заключаются в ослаблении страданий людей, страдающих конфликтами, уменьшении числа гражданских жертв, защите врачей и медицинских учреждений, помощь в обеспечении гуманитарной помощи населению в случае конфликта.
Основные принципы МГП включают запрет на принудительное перемещение населения, особую защиту для женщин, детей, медсестер, врачей, не вовлечение гражданского населения в военные действия, доступ к гуманитарной помощи, распространение пропаганды мирного разрешения конфликта. Главными документами МГП являются Женевские конвенции 1949 года и дополнения к ним (протоколы), содержащие правила обращения с участниками вооруженных конфликтов. Кроме того, в состав МГП входит и большое количество других международных документов, таких как Устав Международного уголовного суда, восполняющие пробелы в нормах МГП и расширяющие его диапазон применения.
2.Международное уголовное право: продвижение обвинения за возможные нарушения международного права в результате российского вторжения может быть осуществлено через механизмы международного уголовного права, такие как Международный уголовный суд (МКС). Это организация, рассматривающая случаи серьезных нарушений международной гуманитарной и криминальной природы.
Международное уголовное право (МКП) – это отрасль международного права, которая ставит целью предотвращение и наказание наиболее серьезных преступлений, имеющих международный характер, таких как военные преступления, преступления против человечности, национальных убийств, геноцида и агрессии.
МКП включает правовые нормы, согласно которым виновные лица подлежат уголовной ответственности за совершение преступлений, угрожающих международной безопасности и миру. Принципиальной характеристикой МКП есть то, что он осуществляет судебную юрисдикцию за пределами государства и позволяет наказание за преступления независимо от места совершения и национальности преступника.
Украинское правительство квалифицирует действия России как прямую агрессию и призывает все международное сообщество признать факт агрессии. Действительно, в ситуации, где сторонами конфликта являются российская федерация и Украина, здесь неизбежна квалификация как международный вооруженный конфликт, где россия обстреливает нашу территорию с помощью своих вооруженных сил и осуществить «общий» или «опосредованный» контроль над антиукраинскими вооруженными формированиями.
На эти взаимодействия распространяется право интернациональных вооруженных конфликтов. Испокон веков у войн были правила. Но только в 1864 они впервые были записаны на бумаге. Первая Женевская конвенция стала документом, с которого началась история международного гуманитарного права (МГП), ограничивающая жестокость войны. Ведение войны - постоянно меняющееся явление и, соответственно, международное право прав человека и международное гуманитарное право необходимо постоянно адаптировать, чтобы предотвратить пробелы в защите, которую они обеспечивают [8]. Изменения в праве вытекают, главным образом, из практики различных органов, осуществляющих контроль над правильным функционированием системы. Термин "война" и "воюющие стороны" были закреплены в Гаагской конвенции 1907 года.
Во второй половине ХХ века происходит отказ от понятия "война" в его первоначальном понимании. Вместо термина "война" начинают использовать термин "вооруженный конфликт". Согласно определению, предложенному Международным комитетом Красного креста, вооруженный конфликт – это вооруженное противостояние, происходящее между государствами, либо длительное вооруженное противостояние между правительственной властью и организованными вооруженными группировками, либо только между организованными вооруженными группировками.
Главными документами МКП являются устав Международного уголовного суда (МКС), который был создан в 2002 году и имеет судебную юрисдикцию для следствия и привлечения к ответственности по преступлениям против человечества, военных преступлений, агрессии и геноцида, а также ряд других международных конвенций и протоколов, расширяющих диапазон его действий. Кроме того, МКП имеет также национальный уровень применения, когда государства включают нормы МКП в свои национальные законы и осуществляют судебную юрисдикцию на внутреннем уровне.
Следует отметить, что ст. 38 Уставом Международного суда ООН установлен перечень источников международного права, которые применяются судом при рассмотрении дел. Это международные договоры (общие и специальные), международные обычаи, общие принципы, признанные цивилизованными нациями, судебные прецеденты и доктрины. Нормы международного права, регламентирующие ведение военных действий, были кодифицированы в двух Гаагских конвенциях мира в 1899 и 1907 гг. Эти нормы в международном гуманитарном праве получили название «право Гааги». В 1949 г. в Женеве было принято четыре конвенции о защите жертв войны. Нормы этих конвенций, а также два дополнительных протокола к ним в 1977 г. в международном гуманитарном праве получили название «право Женевы».
Применение международного права к российскому вторжению в Украину требует установления ответственности за нарушение прав человека и международное право. Все государства и другие стороны в вооруженных конфликтах обязаны при любых обстоятельствах соблюдать МГП и обеспечивать его соблюдение. Они должны использовать свое влияние для предотвращения и прекращения нарушений МГП и не допускать таких нарушений со стороны других участников конфликта. За последние десятилетия вооруженные конфликты унесли миллионы жизней мирного населения. Серьезные нарушения международного гуманитарного права и международного права человека стали распространенной практикой во многих вооруженных конфликтах. При определенных условиях некоторые нарушения могут также квалифицироваться как геноцид, военные преступления или преступления против человечности.
В последние два десятилетия правительства, оппозиционные группы, политики, дипломаты, активисты, протестующие и журналисты ссылались на международное гуманитарное право и права человека в связи с вооруженными конфликтами. Эти типы прав регулярно упоминаются в резолюциях Совета Безопасности ООН, дебатах Совета ООН по правам человека, политических выступлениях оппозиционных движений и докладах неправительственных организаций (НПО), в рамках подготовки военнослужащих и дипломатических переговоров.
Если раньше во время войны между государствами применялось только международное гуманитарное право (МГП), а международное право прав человека (МППЧ) – нет, ведь оно создавалось в большинстве своем для защиты людей в мирное время, то сегодня происходит все большее взаимопроникновение МГП и МППЛ. Нормы последнего все чаще применяются во время вооруженных конфликтов, а региональные суды по правам человека все больше обращаются к правилам ведения вооруженных конфликтов при оценке того, имело ли место нарушение норм МППЧ.
Гражданские лица – основные жертвы нарушений международного гуманитарного права в конфликтах. Современные конфликты усложняют соблюдение международного гуманитарного права во многих областях, включая современные технологии и классификацию конфликтов. Мы должны понять и устранить эти трудности, чтобы МГП сохранило свою защитную функцию. Все государства и другие стороны в вооруженных конфликтах обязаны при любых обстоятельствах соблюдать МГП и обеспечивать его соблюдение.
Они должны использовать свое влияние для предотвращения и прекращения нарушений международного гуманитарного права и предотвращения таких нарушений другими сторонами конфликта.