Блог

Гуманитарная помощь

Гуманитарная помощь

Гуманитарная помощь в условиях вооруженного конфликта имеет свои особые правовые аспекты, включая доступ к гуманитарной помощи и защиту гуманитарных работников. Основные правовые нормы, регулирующие гуманитарную помощь, включают в себя: международное гуманитарное право (МГП); соответствие гуманитарному диалогу; защита гуманитарных работников.

МГП определяет правила, регулирующие защиту лиц, не участвующих в вооруженных конфликтах, таких как гражданские и внутренне перемещенные лица. Оно обеспечивает защиту гражданского населения, их прав и гуманитарную помощь, в частности путем обеспечения беспрепятственного доступа к гуманитарной помощи и защиты гуманитарных работников. В международной практике проведение гуманитарных операций выделяют базовые направления действий, степень важности и приоритет которых различается по иерархии и масштабам: поиск и спасение; предоставление убежища; обеспечение питанием; снабжение питьевой водой; медицинское и социальное обеспечение; защита от насилия и устрашения.

Особенно важно гуманитарное содействие со стороны беспристрастных гуманитарных организаций, направленное на снижение уязвимости объектов жизнедеятельности и удовлетворение потребностей населения, что пострадало в результате вооруженного конфликта. Практическая результативность гуманитарных действий зависит от возможности немедленного и беспрепятственного доступа к нуждающимся, однако существуют некоторые принципиальные правовые ограничения. В первую очередь, коллективная помощь согласно ст.70 п.1 Дополнительного протокола I должна предоставляться только с согласия между конфликтующими сторонами, заинтересованными в проведении таких операций. Соответствие гуманитарного диалога требует от всех воюющих сторон предоставления беспрепятственного доступа к гуманитарной помощи нуждающимся лицам. Это означает, что воюющие стороны должны разрешить беспрепятственный доступ к гуманитарным организациям, поставщикам гуманитарной помощи и гуманитарным работникам для предоставления необходимой помощи.

При этом гуманитарная деятельность должна вестись по согласованию всех заинтересованных сторон (Женевские конвенции, общие ст. 9, 10). Так, резолюция 46/182 Генеральной Ассамблеи ООН (принцип 3), посвященная усилению координации экстренной помощи, указывает на необходимость такого согласия даже для Международного Комитета Красного Креста (МККК), мандатом которого является официальное обращение за помощью. Однако, к сожалению, как свидетельствуют, в частности, события российско-украинской войны этого не всегда достаточно, чтобы преодолеть игнорирование норм международного гуманитарного права российской стороной, считающей себя носителем истины последней инстанции и не заботящейся о судьбе жертв.

Изучая и анализируя СМИ, освещающие войну в Украине, можно безоговорочно утверждать, что основания возникновения проблем с гуманитарным доступом полностью возникают из-за вооруженной агрессии России. Ведь постоянные обстрелы и отсутствие возможности добраться до территорий, нуждающихся в гуманитарной помощи, приводят к гуманитарным катастрофам, которые уносят множество жизней мирного населения, а решение этих проблем с правой точки зрения, к сожалению, недейственно.

Гуманитарные работники, занимающиеся оказанием гуманитарной помощи, имеют право на защиту от любых форм насилия или враждебного отношения. Международные нормы, такие как Женевские конвенции и Дополнительные протоколы, обеспечивают эту защиту и предоставляют правила поведения в конфликтных ситуациях. Важно подчеркнуть, что согласно нормам международного гуманитарного права можно прибегнуть только к временному ограничению передвижения сотрудников, оказывающих гуманитарную помощь в ситуации, когда операции по оказанию гуманитарной помощи уже были одобрены, а предложение о предоставлении услуг может быть отвергнуто в том случае, если у них отсутствует потребность, или когда предлагаемая в рамках услуг деятельность не является гуманитарной по своему характеру, или если предложение исходит от организации, не объективной или гуманитарной. Других оснований, оправдывающих отказ дать согласие на проведение операций по оказанию гуманитарной помощи как таковой, не предусмотрено. Однако, к сожалению, мы, обороняя свою территорию, имеем дело с нецивилизованным во всех смыслах государством. Так, например, подрыв плотины Каховской ГЭС, повлекший за собой экологическую и гуманитарную катастрофу в Украине до глобальных масштабов, обострил также проблему отсутствия доступа к пострадавшим на оккупированных территориях. Россия отклонила запрос ООН о доступе к территориям, затопленным из-за прорыва каховской дамбы В результате зафиксированы тяжелые последствия, в том числе случаи гибели людей.

Организация Объединенных Наций (ООН) и международные гуманитарные организации, такие как Красный Крест, также играют важную роль в обеспечении доступа к гуманитарной помощи и защите гуманитарных работников. Они сотрудничают с воюющими сторонами, местными органами власти и другими заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к нужным ресурсам и предоставить защиту работникам, оказывающим помощь. Объем услуг, предлагаемых беспристрастной гуманитарной организацией, следует толковать как включающий гуманитарную деятельность в целом. Она, очевидно, включает как оказание помощи, так и защиту. Таким образом, гуманитарная деятельность стремится защитить жизнь людей и обеспечить их безопасность или восстановить и поддержать психическое и физическое благосостояние пострадавших от вооруженного конфликта. Отдельно стоит отметить проблемы сексуального насилия, связанного с вооруженными конфликтами, что особенно актуально для Украины сегодня, ведь фиксируются массовые случаи совершения военнослужащими России сексуального насилия в отношении гражданского населения на территории. Более того, гуманитарная деятельность должна проводиться в пользу всех лиц, которым в связи с вооруженным конфликтом может потребоваться помощь и (или) защита. Это означает, что государства не могут ограничивать гуманитарную деятельность одним только гражданским населением. Такая деятельность может также проводиться в пользу раненых и больных бойцов, военнопленных, лиц, которые по другим основаниям были лишены свободы в связи с вооруженным конфликтом. Однако к сожалению гуманитарные организации, в частности Красный Крест дискредитируют себя не выполняя своих посреднических функций и даже помогая совершать гуманитарные преступления вроде похищения детей или же приравнивая действия страны агрессора России к действиям страны, защищающей свою территорию Украины. Такие действия подрывают доверие к гуманитарным организациям как в Украине, так и во всем мире.

Также не стоит забывать, что обязательства по обеспечению операций по оказанию гуманитарной помощи и содействию их проведению могут касаться не только сторон в вооруженном конфликте, но и других субъектов. Это означает, что государство, не являющееся стороной в конфликте, однако, через его территорию беспристрастная гуманитарная организация требует совершить транзит, чтобы оказаться в зоне конфликта – должно его санкционировать.

Представляется предложение, прежде всего, отечественных ученых в сфере международного гуманитарного права, дополнить Устав МКС и предусмотреть уголовную ответственность за отказ в предоставлении гуманитарного доступа со стороны оккупационных властей, если население остро нуждается в помощи, а жизнь и здоровье из-за действий оккупантов под угрозой. Нормы оказания гуманитарной помощи нуждаются в кодификации в форме принятия конвенции, в которой необходимо предусмотреть правила гуманитарного доступа в оккупированные регионы. Было бы целесообразно принять Пятую Женевскую конвенцию и протокол о предоставлении гуманитарной помощи, а также – конвенцию о гуманитарной помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера и протокола к ней. В настоящее время также внедрение инновационных подходов к оказанию гуманитарной помощи, которые доказали бы свою эффективность и постоянно совершенствовались с учетом новых мировых реалий.

Следствием множества ужасающих примеров нарушения международного гуманитарного права, которые мы наблюдаем с февраля 2022 года, стали вопросы об ответственности за нарушения, в них – и необоснованные ожидания и скептицизм. Другими словами, существует острая потребность в понимании необходимости наказания за военные преступления и механизма ответственности за нарушение международного гуманитарного права.

Заказать консультацию