Блог

Права человека: Защита прав человека в условиях вооруженного конфликта

Права человека: Защита прав человека в условиях вооруженного конфликта

Защита прав человека в условиях вооруженного конфликта является очень важным участком международного права. Это связано с тем, что во время военных действий, когда подвергаются риску жизни и безопасность значительного числа лиц, необходимо обеспечить соблюдение их прав.

Международное гуманитарное право (МГП) устанавливает правила, являющиеся частью МКП, и целью ограничения военных действий для предотвращения излишней человеческой трагедии и повреждения гражданского населения. Оно содержит такие нормы, как защита гражданского населения от безосновательных атак, запрет на принудительное перемещение населения, продовольственная помощь и медицинская помощь для населения, оказавшегося в зоне конфликта, и другие правила, защищающие гражданские лица и независимость гуманитарной помощи.

В отличие от большинства отраслей международного права, международное гуманитарное право имеет не только учредителя, но и точную дату и место рождения. В июне 1859 года французские и австрийские войска сражались под Сольферино на севере Италии., в голове Анри Дюнана, молодого швейцарского предпринимателя, возникла идея относительно международных действий с целью облегчения страданий больных и раненых в войнах. После боя Анри Дюнан случайно оказался среди тысяч раненых французов и австрийцев и с несколькими добровольцами сделал все, что мог, чтобы облегчить их страдания. Ужаснувшись увиденным, он позже написал книгу «Воспоминания о Сольферино», опубликованную в 1862 году. В нем он предложил создать национальные общества для опеки больных и раненых, независимо от расы, национальности или религии. Он также предложил государствам подписать соглашения о признании работы таких организаций и обеспечении лучшего лечения пострадавших.

Затем Анри Дюнан с четырьмя друзьями организовал Международный комитет помощи раненым (вскоре переименованный в Международный комитет Красного Креста). Попытки разработки универсальных международных правовых механизмов защиты прав человека в условиях вооруженных конфликтов были еще во второй половине XIX в. В 1864 г. по инициативе Международного комитета 9 помощи раненым (сегодня – Международный Комитет Красного Креста (МККК)) 12 европейских государств подписали Конвенцию об облегчении судьбы раненых на поле боя. Настоящая Конвенция предусматривала, что специально обученный персонал будет помогать раненым на поле боя и транспортировать их в больницы, но те, кто будет оказывать эту помощь, будут нейтральными и неприкосновенными. Учреждение эмблемы Красного Креста и учреждение Международного комитета Красного Креста, а затем и Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца тесно связаны с принятием первой Женевской конвенции.

В 1870 г. начали создаваться так называемые Центральные справочные агентства. Их целью было налаживание контактов военнопленных с родными путем пересылки писем. Среди гуманитарных задач, выполнение которых были возложены на МККК, агентства занимали важное место. В 1899 г. на Первой конференции мира принимается Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, которая постановила весьма содержательное новое положение об обязательном участии правительственной организации сторон, которые занимались бы организацию из оказание помощи военнопленным во время нахождения в плену противной стороны. Эти вопросы получили в будущем большое практическое значение для обеспечения контроля за надлежащим содержанием пленных.

Приложение к Гаагской конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны регламентирует в разделе II положения военнопленных. Новеллой в указанном документе было то, что военнопленным был предоставлен юридический статус, который защищал их от произвола государств.

Лица, оказавшиеся под стражей в условиях вооруженного конфликта, также нуждаются в особой защите и соблюдении их прав. Международное право устанавливает нормы, регулирующие обстоятельства их содержания под стражей, обеспечение гуманного и достойного отношения к ним, запрет на подвергание пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижаемым формам поведения. Лицам, которые оказались под стражей, также должны быть обеспечены их основные права, например право на неприкосновенность лица, доступ к юридической помощи и справедливому судопроизводству.

В течение Первой мировой войны (1914 г. – 1918 г.) деятельность МККК по защите этой категории жертв войны расширилась: делегаты начали составлять отчеты о посещении с целью улучшения условий содержания военнопленных и обращения с ними. aных пленных . Однако в своей деятельности организация сталкивалась с определенными трудностями, которые создавали воюющие государства. Поэтому возникла необходимость принятия ряда международно-правовых норм, направленных на обеспечение защиты прав человека в условиях вооруженных конфликтов (так называемое «женевское право»).

Этот процесс состоит из трех этапов:

Первый этап начался с принятия в 1929 году Женевских конвенций об улучшении судьбы раненых и больных в действующих армиях и о режиме военнопленных. Нормы, санкционированные этими конвенциями, начали рассматривать как основополагающие принципы гуманитарного права, подлежащие безоговорочному исполнению воюющими государствами независимо от того, ратифицирована ли они этими государствами. Основой данных документов является их направленность на обеспечение защиты прав раненых, больных и пленных военнослужащих;

Второй этап формирования «женевского права» состоит из принятия четырех Женевских конвенций о защите жертв войны в 1949 году. В отличие от предыдущего этапа, принятые конвенции направлены на защиту прав не только военнослужащих воюющих государств, но и гражданского населения: Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.; Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.; Конвенция об улучшении судьбы раненых и больных в действующих армиях 1949 г.; Конвенция об улучшении судьбы раненых, больных и лиц, подвергшихся корабельной аварии, из состава вооруженных сил на море 1949 г.

Третий этап распространил защиту на всех лиц, пострадавших из-за вооруженного конфликта после принятия в 1977 году Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года, направленных на обеспечение прав жертв военных конфликтов.

  • И Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, 1977 г.;
  • II Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, 1977 г.

На данное время выделяются такие основные принципы «женевского права»: · мирное население пользуется специальной правовой защитой во время войны или других вооруженных конфликтов; военнопленные пользуются специальной правовой защитой; раненые и больные имеют право на медицинскую помощь, в т.ч. и со стороны противника и нейтрaльных государств; запрещение применять особо жестокие виды оружия (разрывные шары, противопехотные мины) и оружие массового уничтожения (химическое, токсичное и бактериологическое оружие и т.п.); наделение особыми правами персонала Красного Креста и Красного Полумесяца.

Включение в Женевские конвенции специальной статьи 3, которая является общим для всех конвенций, является значительным достижением гуманитарного права, ведь фактически нормы договоров были распространены на те категории комбатов, которые раньше такой защиты не имели. Содержание статьи посвящено «вооруженным конфликтам, которые не носят международного характера, и возникают на территории одной из Высоких Договаривающихся сторон». Она применяется ко всем вооруженным конфликтам немеждународного характера, которые возникают на территории одного из государств, ратифицировавших Женевские конвенции. Анализируя норму делаем выводы о том, что лица, непосредственно не принимающие участия в военных действиях, включая лиц из состава вооруженных сил, которые составили оружие, а также и тех, кто остался «выбитым» из строя, имеют право на гуманное. -какой дискриминации. Но при всех преимуществах статьи 3 она лишь опосредованно определяет сферу своего применения. Данный документ обязателен безусловно, но тем не менее его содержание нормативно-ограничено: в нем содержится лишь несколько правил, регулирующих защиту людей от непосредственных военных действий.

Организация Объединенных Наций (ООН) и его агентства, в частности Высокий комиссариат ООН по правам человека (ВКПЛОНУ) и Международный комитет Красного Креста (МККК) возлагают обязанность в частности, заниматься надзором и содействием соблюдению прав человека в условиях вооруженного конфликта. Они берут на себя роль надзирателей, помогают в восстановлении нарушенных прав и способствуют установлению международной ответственности за нарушение прав человека во время военных действий.

Вторая часть международного гуманитарного права состоит из «право Гааги». Конвенции которого ориентированы на ограничение средств и способов ведения войны. Кроме указанных выше норм, большое значение в этой области международного права также имеют и обычные нормы, кодифицированные Международным комитетом Красного Креста, универсальными во время вооруженных конфликтов и обязательными для выполнения всеми государствами и другими субъектами. По своей сути, каждая норма международного гуманитарного права является балансом между гуманностью и военной необходимостью, балансом, который был достигнут государствами в процессе принятия Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. и других международных договоров в сфере международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право применяется только в случаях вооруженных конфликтов и было принято государствами, в частности, для установления определенных ограничений насилия во время войны, ограничения страданий и защиты жертв войны. Именно поэтому для достижения целей, с которыми его создали государства, международное гуманитарное право не оценивает правомерность или неправомерность вооруженного конфликта, в равной степени может применяться к жертве и агрессору, не нуждается в взаимности. В то же время, ограничительные механизмы Женевских конвенций защищают тех, кто не принимал или больше не участвует в вооруженных конфликтах, регулируют ведение вооруженных конфликтов и ограничивают насилие во время вооруженных конфликтов в определенных пределах. Как и любая норма права, нормы международного гуманитарного права, к сожалению, нарушаются, но нарушение нормы – это еще не свидетельство ее несовершенства. Механизмы ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права, как правило, находятся вне отраслевых границ, это ответственность государства в целом.

Законная цель вооруженного конфликта означает подчинение противника как можно скорее с минимальными потерями человеческих и других ресурсов. Принцип военной необходимости допускает применение силы лишь в такой степени и такого характера, которые необходимы для достижения законной цели конфликта, а все, что выходит за рамки законной цели конфликта, противоправно и запрещено нормами международного гуманитарного права.

Если принять во внимание тот факт, что романо-германская правовая семья негативно относится к обычаю как к источнику уголовного права, понимая общий принцип права (без закона нет ни на преступлении, ни наказание) — это можно трактовать как требование закрепить все составы преступлений в писаном законе (lex scripta). Но совсем другая позиция, касающаяся международных преступлений, отражена в ряде международных нормативно-правовых актов, таких как: Международный пакт о гражданских и политических правах, Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция по правам человека. Согласно этим документам любое действие или бездействие может быть уголовно наказуемым, если оно рассматривается как преступление на основании общих принципов права, признанных цивилизованными странами.

Общепринятость и применение прав человека в условиях вооруженного конфликта является важной задачей обеспечения достоинства, безопасности и основных прав всех лиц, находящихся в зоне конфликта.

Заказать консультацию