Заполните форму:

Военные преступления: вторжение России в Украину
Цивилизованные страны признают, что военные преступления представляют собой серьезные нарушения международного гуманитарного права и прав человека. Совершающие такие преступления должны быть привлечены к ответственности. Концепция международного уголовного правосудия разрабатывалась много лет. У ученых есть разные мнения относительно того, когда именно зародилось международное уголовное правосудие.
Кристофер Кейтл-Холл, бывший юридический советник Международного бюро Amnesty International, сказал, что к 20 веку большинство судебных процессов за нарушение законов войны, в принципе, проводились посредством создания трибуналов., Одна сторона была как правило это была именно государством-победительницей. В юрисдикцию обычного суда или международного уголовного суда такие судебные процессы не входили.
Такие производства не подпадают под юрисдикцию обычных судов или Международного уголовного суда. В 1474 г. был учрежден первый Международный уголовный суд, чтобы судить де Гагенбаха за преступления против «законов Бога и людей». Он совершил ряд преступлений во время оккупации города Брайзаха. Интересно, что во время этого судебного процесса наказание обвиняемых было связано с решением вопроса о выполнении приказов командиров, как и во время 13 Нюрнбергского трибунала. Но, как отметил Д. Шварценбегер, с тех пор человечеству понадобилось более четырех веков, чтобы тщательно справиться с важной идеей формирования международной системы уголовного правосудия.
Огромное количество жертв и пострадавших среди гражданского населения во время боевых действий Первой мировой войны заставило международное сообщество принять немедленные меры. Как следствие, авторы Версальского мирного договора включили в документ специальный раздел "санкции", непосредственно предусматривавший уголовную ответственность военных преступников.
До Версальского мирного договора все международные договоры упоминали о военных преступлениях только в так называемых "положениях об амнистии". Эти статьи предусматривают официальное преследование Вильгельма II со стороны государств-победительниц за "нарушение священных полномочий договора" и возможность создания специального трибунала для предоставления исполнителям необходимой правовой защиты. В ней принимали участие страны-победительницы США, Великобритания, Франция, Италия и Япония. Главным вопросом, который волновал международное сообщество, была необходимость создания международного трибунала для рассмотрения военных преступлений, совершенных отдельными лицами. На самом деле, первоначально было запланировано создание Международного уголовного суда, конкретной целью которого было привлечение кайзера Германии к ответственности.
В то же время, комиссия предложила привлечь к суду власти Турции, которые были союзником Германии во время войны, за преступления против человечества, в частности геноцид армян в 1915 году. Однако эти рекомендации не были выполнены, поскольку союзники не хотели еще больше унижать Германию и опасались политической нестабильности в Турции. В результате предложение о создании Международного уголовного суда не было поддержано
В 1923 году был подписан Лозанский договор, официально завершивший Первую мировую войну между Турцией и ее врагами. Соответственно, амнистировали также виновных в геноциде армян.
Примечательно, что впервые в истории раздел «санкции» различает «главных» военных преступников и «иных» военных преступников, которых будут судить в национальных судах (включая трибуналы) государств-участников договора. национальных судов.
Международный уголовный суд – это специальный суд, созданный для рассмотрения дел, возникающих в соответствии с международным уголовным правом. Эти суды имеют юрисдикцию по международным преступлениям, таким как геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Они делятся на постоянные и специальные (временные) суды. Международный уголовный суд (МКС) является единственным постоянно действующим уголовным судом.
К печально известным международным уголовным трибуналам ad hoc относятся: -Нюрнбергский военный трибунал (включая Международный военный трибунал и последующие Нюрнбергские процессы), созданный в 1945 году для преследования лиц, ответственных за военные преступления и преступления против человечности во время Второй мировой войны.
-Международный военный трибунал для Дальнего Востока (Токийский трибунал по военным преступлениям) был созван в мае 1946 года.
-Международный трибунал по Югославии был создан в 1993 году для преследования военных преступлений, совершенных во время конфликта на Балканах.
– Международный уголовный трибунал по Руанде был создан в 1994 году для преследования военных преступлений, совершенных во время геноцида в Руанде. Специальный суд по Сьерра-Леоне (закрытый в 2013 году, ныне – Специальный суд по остальным Сьерра-Леоне) был создан в ноябре 1996 года для преследования военных преступлений и преступлений против человечности, связанных с гражданской войной в Сьерра-Лео.
Тем не менее, создание Международного уголовного суда ad hoc было подвергнуто сильной критике как прикрытие избирательной политики великих государств и как алиби для отложения создания Постоянного международного суда на неопределенный срок. Они приняли ряд важных решений. Трибунал по бывшей Югославии вынес два приговора, а также усиливается давление на военных преступников, которым Суд выдвинул обвинения, о чем свидетельствуют аресты, проведенные летом 1997 года. Опыт работы обоих трибуналов был в значительной степени неутешительным, прежде всего потому, что он неполный и очень расплывчатый. С другой стороны, он также оказался очень ценным и информативным. Появилась не только возможность создания постоянного Международного уголовного суда, но и, несомненно, будет иметь решающее влияние на применение гуманитарного права.
Международный трибунал в отношении бывшей Югославии (МТБЮ) – это орган ООН, созданный для преследования и судебного разбирательства военных преступлений, совершенных в ходе югославского конфликта. Специальный суд находится в Гааге, Нидерланды. Основанный Резолюцией Совета Безопасности ООН № 827 от 25 мая 1993 года, он имеет юрисдикцию по четырем преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии с 1991 года: серьезные нарушения Женевских конвенций, нарушения законов и обычаев войны, геноцид и преступления против 22 человечности. Максимальное наказание – пожизненное заключение. Разные страны подписали соглашения с ООН о исполнении тюремных приговоров. В общей сложности было предъявлено обвинение 161 человеку, последнее обвинение было составлено в декабре 2004 года и распечатано весной 2005 года. Последний беглец, Горан Хаджич, был арестован 20 июля 2011 года. Окончательный приговор был вынесен 29 ноября 2017, а 31 декабря 2017 орган официально прекратил свое существование.
Остальные функции МТБЮ, такие как надзор за исполнением приговоров и рассмотрение апелляционных производств, начатых после 1 июля 2013 года, находятся под юрисдикцией органа-правопреемника – Международного механизма, оставшегося для уголовных трибуналов (ММКТ). К моменту завершения процесса 12 ноября 1948 года двое подсудимых скончались естественной смертью, а один, Шумей Окава, был признан недееспособным. Все остальные подсудимые были признаны виновными по меньшей мере по одному пункту обвинения, и семеро из них были приговорены к смертной казни, а 16 – к пожизненному заключению. Тысячи других "меньших" преступников были осуждены в национальных трибуналах, созванных союзниками в Азии и Тихом океане, большинство из которых было завершено к 1949 году. Из-за вмешательства правительства США трибуналы не смогли судить лидеров Императорской Японии, ответственных по статье 731. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН впервые признала необходимость создания постоянного международного трибунала для рассмотрения преступлений, совершенных после Второй мировой войны. По просьбе Генеральной Ассамблеи Комиссия международного права (КМП) разработала два устава в начале 1950-х годов, но их принятие было отложено во время холодной войны, что сделало создание международного уголовного суда политически нецелесообразным.
Государства также могут создавать или использовать специальные национальные суды для преследования военных преступников. Доказывание известных фактов является общепринятым правилом при преследовании военных преступников. Доказательств должно быть достаточно для подтверждения вины личности. В случае признания виновным суд может наложить наказания, такие как штрафы, лишение свободы или другие санкции в соответствии с соответствующими правовыми положениями.
Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи
Это еще один пример международного трибунала, созданного по соглашению между Организацией Объединенных Наций и его государством-членом для обеспечения ответственности за международные преступления.
В 1997 году камбоджийское правительство обратилось в Организацию Объединенных Наций с просьбой о помощи в судебном преследовании высокопоставленных лидеров красных кхмеров.
В 2001 году камбоджийский парламент принял закон о создании суда для рассмотрения преступлений, совершенных при красных кхмерах (1975-1979), как части существующей судебной системы Камбоджи.
В июне 2003 г. по просьбе Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций подписал соглашение с Камбоджей, в котором подробно описано, как международное сообщество будет поддерживать и участвовать в Чрезвычайных палатах. Хотя этот специальный суд был создан правительством Камбоджи и ООН, он независим от них. Это камбоджийский суд с международным участием, применяющий международные стандарты.
Смотря на сегодняшнюю ситуацию, можно предположить, что Генеральная Ассамблея ООН обратится к Генеральному секретарю с просьбой работать над заключением соглашения о создании подобного органа, ответственного за борьбу с агрессией России против Украины. Однако такой трибунал не будет основываться на обязательном решении Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, а будет основываться на юрисдикции государства, учреждающего трибунал.
Кроме того, эта модель создания трибуналов неэффективна для преодоления иммунитета высших должностных лиц от судебного преследования.
Также стоит добавить, что именно Камбоджа, страна гражданства подозреваемого, обратилась с просьбой о создании такого суда, приняла необходимое национальное законодательство и стала участником соответствующих соглашений с ООН.
Специализированные судебные палаты и специализированная прокуратура по Косово
Этот трибунал, как и два предыдущих, есть примеры так называемых «гибридных» трибуналов, то есть трибуналов интегрированных в национальную систему правосудия с международными элементами. Особенностью специализированных судебных палат и специализированной прокуратуры по Косово является то, что к их созданию органы ООН не были привлечены. Толчком для этого стал доклад Комитета по правовым вопросам и правам человека «Нечеловеческое обращение с людьми и противозаконная торговля человеческими органами в Косово». Специализированные судебные палаты и специализированная прокуратура по Косово были созданы на основании соглашения между Республикой Косово и Европейским Союзом. Впоследствии,
3 августа 2015 года Ассамблея Косово внесла изменения в статью 162 Конституции Косово и приняла Закон о специализированных палатах и специализированной прокуратуре, которая санкционировала их создание и наделила юрисдикцией по преступлениям против человечности, военным преступлениям, а также другим преступлениям и правонарушениям согласно.
Специализированные палаты присоединены ко всем уровням судебной системы в Косово – местного суда, апелляционного суда, Верховного суда и Конституционного суда. Они функционируют в соответствии с косовскими законами, а также обычного международного права и международного права прав человека. Таким образом, такая модель, вероятно, будет иметь отношение к осуществлению внутренней уголовной юрисдикции и будет отличаться от условий, которые потребовали бы создавать Спецтрибунал.
Следует отметить, однако, что судебное преследование военных преступников может столкнуться с разными проблемами и препятствиями. Примеры включают в себя недостаточное сотрудничество с нарушителями закона, политическую или правовую ситуацию и отсутствие надежной международной правовой системы. Однако это не освобождает государства от обязанности преследовать военные преступления, а непредсказуемость общественных процессов не является оправданием безнаказанности.
Важно должным образом уважать права жертв военных преступлений и обеспечивать прозрачные, справедливые и беспристрастные процессы судебного преследования. Это, в частности, обеспечение права на защиту, доступ общественности к информации, свидетельская защита, сотрудничество с международными судебными органами. При отсутствии должного судебного преследования важно, чтобы международное сообщество продолжало обеспечивать привлечение к ответственности и напоминать виновникам военных преступлений, что они не останутся безнаказанными. Международные организации, такие как Организация Объединенных Наций (ООН) и организации гражданского общества должны помнить об этих обязательствах и играть важную роль в поддержке судебного преследования военных преступников.
В общем, международно-правовой механизм в виде специального международного трибунала имеет три варианта:
– Вариант 1: Украина подписывает соглашение с ООН о создании Специального суда.
- вариант 2: между демократическими государствами подписывается многосторонняя международная конвенция о создании специального суда.
- Вариант 3: Специальный суд создается как европейский суд, действующий в соответствии с внутренним законодательством и юрисдикцией Украины, с участием международных судей и прокуроров.
В настоящее время Украина активно разрабатывает варианты введения такого специального суда. Первый вариант не реалистично осуществим, учитывая действия России и ее способность налагать вето на резолюции в Совете Безопасности ООН. Если рассматривать второй и третий варианты, то их перспективы кажутся более реалистичными и могут быть реализованы в ближайшем будущем. Более того, эти варианты уже имеют промежуточные результаты.
Однако ни один из рассмотренных трибуналов не может быть автоматически использован как пример российской агрессии против Украины. Более того, различия между существующей ситуацией и всеми использованными примерами иногда настолько значительны, что даже проведение аналогий требует большой осторожности. В то же время каждая модель создания трибунала может предусматривать определенные решения о возможных правовых основаниях для создания трибунала по поводу преступлений агрессии Российской Федерации против Украины. На самом деле это очень сложный и многоуровневый процесс, который может отличаться в каждом частном случае в зависимости от правовых, политических и международных обстоятельств.