Блог

Правовые вопросы наследования в условиях вооруженного конфликта

Правовые вопросы наследования в условиях вооруженного конфликта

Условия вооруженного конфликта могут создать сложность в правовом регулировании наследования. Вот некоторые основные правовые вопросы, которые могут возникнуть в следующих обстоятельствах:

Доступ к информации и регистрационным документам: в зоне конфликта может быть затруднен доступ к регистрационным документам, необходимым для определения прав наследников и имущества. Это может осложнить процесс наследования и распределения имущества.

Гибель лица без определения места смерти: условия вооруженного конфликта могут привести к ситуации, когда лицо погибло, но его место смерти или тело не найдены. Это может осложнить процесс определения факта смерти и прав наследников.

Отсутствие волеизъявления: вооруженный конфликт может привести к ситуации, когда лицо скончалось без завещания или других документов о распоряжении своим имуществом. В таких случаях наследование может происходить в соответствии с законом, который может вызвать дополнительные вопросы и противоречия.

Нарушения прав на наследство: условия вооруженного конфликта могут привести к нарушениям прав на наследство из-за насилия, принудительного выселения или других действий. Это может потребовать защиты прав наследников и восстановления их прав посредством судебных или иных процедур.

Полномасштабное вторжение вооруженных сил Российской Федерации на территорию Украины, начавшееся 24 февраля 2022 года, всегда вносит изменения во все сферы нашей жизни. С начала введения в Украине военного положения наследственные отношения претерпели значительные изменения. Были приняты ряд подзаконных нормативно-правовых актов, в частности: постановление Кабинета Министров Украины от 28.02.2022 № 164 «Некоторые вопросы нотариата в условиях военного положения» и приказ Министерства юстиции Украины от 11.03.2022 № 1118/5 «Об утверждении Изменений к некоторым нормативам -правовых актов в области нотариата». Изменения в порядок совершения нотариальных действий нотариусами Украины, внесенные позже приказом Минюста от 07.11.2022 № 4990/5, касаются отказа в совершении нотариальных действий подсанкционным лицам в соответствии с требованиями Закона Украины № 361-ІХ от 06.12. Приказом Минюста от 18.08.2023 № 2985/5 в указанный Порядок введены или представлены в новой редакции отдельные нормативные положения, обусловленные следующими изменениями в законах. В частности, в п. 1.12 приказа в соответствии с ч. 1 ст. 1221 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК Украины) определено, что местом открытия наследства является место подачи первого заявления, свидетельствующего о волеизъявлении относительно наследственного имущества, наследников, исполнителей завещания, лиц, заинтересованных в охране такого имущества, или требования кредиторов. Следовательно и возбуждение наследственного дела осуществляется на основании подачи первого заявления нотариуса.

Наследниками по завещанию и по закону могут быть физические лица, живущие на время открытия наследства, а также лица, зачатые при жизни наследодателя и рожденные живыми после открытия наследства. Могут быть наследниками и юридические лица при наличии соответствующего завещания. При условии наличия вымершего наследства владельцем имущества становится соответствующая территориальная община. В условиях военного положения вопрос вымершего наследия актуализировался. Это, прежде всего, касается территории ведения боевых действий, где погибли мирные жители, у которых не осталось наследников, но имеется определенное имущество. В ряде случаев территориальная община получает наследственное имущество, признанное вымершим наследством, с долгами и обязано их погасить. Наследники по закону получают право на наследование поочередно. Каждая последующая очередь наследников по закону получает право на наследование в случае отсутствия наследников предыдущей очереди, отстранения их от права на наследование, неприятие ими наследства или отказа от принятия наследства в пользу другого, кроме случаев, когда происходит изменение очередности получения права на наследование. Наследник по завещанию или по закону имеет право принять наследство или не принять его, не допускается принятие наследства с условием или с оговоркой. Таким образом, принятие наследства является юридическим действием, а именно сделкой, совершенной наследником односторонне, которым он выражает свое согласие или несогласие на получение наследства.

Однако, в условиях длительного военного положения возникает вопрос, как принять наследство военнослужащему, постоянно находящемуся в зоне боевых действий, поскольку заявление о принятии наследства он должен подать лично (ч. 2 ст. 1269 ГК Украины). А для принятия наследства установлен срок в шесть месяцев, начинающийся со времени открытия наследства. Иногда этот срок сокращается до трех месяцев, если возникновение права на наследование зависит от неприятия наследства или отказа от его принятия другими наследниками. Кроме того, участнику боевых действий проблемно и отозвать поданное заявление о принятии наследства.

Нерешен и вопрос реализации права на наследство лицами, находящимися в плену врага, осуждены в РФ на длительные сроки заключения или местонахождение которых неизвестно. Похоже, что нормы ГК Украины не гарантируют надлежащей реализации ими права на наследство в условиях военного конфликта с РФ. Применение норм ч. 2 ст. 46 ГК Украины в отношении лица, пропавшего без вести в связи с военными действиями, вооруженным конфликтом, ч. 3 ст. 46 ГК Украины об объявлении лица умершим могут быть преждевременными. Очевидно, что необходимо отдельное правовое регулирование отношений наследования для лиц, являющихся военнослужащими или находящихся в зоне боевых действий или вывезенных в РФ, или таких, место нахождения которых неизвестно. Исследователи отмечают также невозможность проведения наследственных процедур из-за препятствий, возникающих в связи с изменением общественных условий и режима, которые могут включать ограничение свободы передвижения, запрет проведения сбора наследственной имущественной массы или доступ к ней, ограничение доступа к юридической помощи и т.д. Сам по себе режим военного положения может влиять на распоряжение и сохранение наследуемого имущества. К примеру, оно может быть изъято для военных нужд.

В условиях боевых действий территории Украины, оккупации ее части, важно осуществления всех мер по возможности выполнения обязательства и функционирования качественных нотариальных действий. В соответствии с приказом Министерства юстиции Украины от 11 марта 2022 г. № 1118/5 «Об утверждении Изменений к некоторым нормативно-правовым актам в сфере нотариата» предусмотрена возможность проведения процедуры наследования и по местонахождению наследника. Следует добавить, что в условиях военного положения нотариус может завести наследственное дело без использования наследственного реестра, если доступ к нему отсутствует. Однако, когда доступ к наследственному реестру будет восстановлен, нотариус в течение пяти рабочих дней должен проверить наличие заведенного наследственного дела, наследственного договора и завещания. На практике имеют место ситуации, в которых наследники, по чьим заявлениям были открыты наследственные дела на территориях, где ведутся боевые действия, не могут получить свидетельства из-за потери или уничтожения наследственных дел. Данный вопрос нуждается в решении путем возобновления наследственных дел. С 22 мая 2023 года начал действовать Закон Украины «О компенсации за повреждение и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимого имущества в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины, и Государственный реестр имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины». Этот закон тоже внес определенные изменения в нормативно-правовые акты Украины, в частности, урегулировал порядок реализации права наследников получателей компенсации на такую ​​компенсацию. Большое значение имеет внесение изменения в ст. 1230 ГК Украины о праве на возмещение ущерба, которое принадлежало наследодателю в соответствии с законом. Благодаря данным изменениям наследникам предоставлена ​​возможность получить компенсацию за повреждение и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимого имущества в результате террористических актов, боевых действий, диверсий, вызванных вооруженной агрессией России против Украины. Сегодня важен вопрос получения наследства украинцами, которые находятся за пределами нашего государства. В таком случае, когда нет возможности лично обратиться к нотариусу, наследник может обратиться в консульские учреждения Украины, чтобы оформить соответствующие заявления, на которых обязательно заверить нотариально подлинность подписи. Если в стране пребывания наследника отсутствуют консульские учреждения, есть возможность обратиться в нотариус страны его пребывания. В случае наличия в наследственных отношениях иностранного элемента применяется Закон Украины "О международном частном праве". В частности, наследственные отношения регулируются правом государства, в котором наследодатель имел последнее место жительства, если не избрал в завещании право государства своего гражданства. Согласно ст. 71 настоящего Закона наследование недвижимого имущества регулируется правом государства, на территории которого находится это имущество, а имущества, подлежащего государственной регистрации в Украине, - правом Украины.Кабинет Министров Украины внес изменения в Порядок государственной регистрации завещаний и наследственных договоров в наследственном реестре. Пунктом 4 постановления КМУ № 164 от 28.02.2022 предусмотрено, что в условиях военного положения удостоверить завещания военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, также работников правоохранительных (специальных) органов, органов гражданской защиты, которые привлекаются к осуществлению мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпоры и сдерживания вооруженной агрессии иностранного государства могут командир (начальник) этих формирований (органов) или иное уполномоченное таким командиром (начальником) лицо с последующей отправкой таких завещаний, доверенностей через Генеральный штаб Вооруженных Сил, Министерство обороны, соответствующий правоохранительный (специальный) или другой орган в Министерство юстиции или его территориального органа для обеспечения их регистрации нотариусами в Едином реестре доверенностей, Наследственном реестре. Предусмотрено также, что начальник лагеря (учреждения, где создан участок) для военнопленных может удостоверять завещание военнопленного.

При этом командиры выше указанных формирований, уполномоченные ими лица, начальники лагерей военнопленных должны соблюдать порядок удостоверения завещаний и доверенностей, приравнивающихся к нотариально удостоверенным. Следует заметить, что в ст. ст. 1251, 1252 ГК Украины определен перечень должностных и должностных лиц, имеющих право удостоверять завещания, приравниваемые к нотариально удостоверенным, в частности: - уполномоченные должностные лица органа местного самоуправления; - командиры (начальники) воинских частей, учреждений, соединений, военно-учебных заведений; - главные врачи и их заместители по медицинской части или дежурные врачи больниц, госпиталей, других стационарных учреждений здравоохранения, начальники госпиталей и другие. Конкретизирован этот список и в ст. ст. 37, 38, 40 Закона Украины "О нотариате". Однако в указанных законодательных актах речь не идет об уполномоченных командирами лиц. Такая новация кажется спорной ввиду исчерпывающего перечня должностных, должностных лиц (ст. ст. 1251, 1252 ГК Украины), которые наделены правом удостоверять завещания. Разделяем эту позицию и считаем, что расширение круга таких лиц возможно только путем внесения изменений в ГК Украины и Закон Украины «О нотариате». Необходимо отметить, что удостоверение завещаний должностными лицами органов местного самоуправления требует наличия у них полномочий на совершение нотариальных действий. В противном случае завещание будет считаться ничтожным.

Заказать консультацию